Древнейший на Руси Свято-Троицкий Лютиков монастырь открыт был в ХVI веке князьями Воротынскими на своих землях. Располагался сей монастырь на правом берегу реки Оки, близ села Корекозево, в нескольких километрах от города Перемышля, Калужской области.
Более трех веков монастырь благоустраивался и духовно укреплялся. В начале ХХ века среди многочисленной братии монастыря в нем спасались также иеромонахи: Авксентий, Иасон, Иоанникий, Иосиф, Корнилий, Никанор и иеродиакон Пафнутий. Все они были расстреляны за сопротивление советской власти.
Это событие произошло в тот исторический период, когда Ленин со своими сторонниками, узурпировавшие власть в России, еще окончательно ею не завладели. Церковь же, как духовное учреждение имела еще огромное влияние на людей, хотя к этому времени из-за богоотступничества это влияние в значительной мере было ослаблено. Хорошо зная это, Ленин со своим окружением с целью укрепления своей власти решил устранить, подавить авторитет Православной церкви в России. Фактически поднять свою предательскую и кровавую руку на Иисуса Христа и Бога нашего в лице Церкви земной.
Придя в себя после октябрьского переворота, Совет Народных Комиссаров принимает декрет об отделении церкви от государства. Первым практическим результатом действия декрета было закрытие в 1918 году духовных учебных заведений, включая епархиальные училища и храмы при них. С 1918 года были прекращены духовное образование и научная церковная деятельность. Это же самое можно сказать и о книгопечатании: с 1918 года любые издания христианской литературы стали невозможны. В соответствии с декретом было запрещено преподавание Закона Божия в школах. Согласно разъяснению Наркомпроса от 23.02.1918 г. преподавание религиозных вероучений детям до 18 лет не должно было принимать форму... правильно функционирующих учебных заведений, поэтому запрещалось преподавание религиозных учений в храмах и на дому. В апреле 1918 года в Наркомюсте была создана комиссия по осуществлению декрета об отделении Церкви от государства, переименованная затем в VIII отдел, названный "ликвидационным".
4/17 июля 1918 года, по-разбойничьи, трусливо был казнен помазанник Божий, Русский Царь - Николай II, и вместе с ним его семья. Святая Русь пала под тяжестью непомерного греха - цареубийства. Русский народ впал в безумие. В своем послании ко всем чадам Православной Российской Церкви 26 июля/8 августа 1918 года Святейший Патриарх Тихон, в частности, писал: "… Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас и посох, и трость, и всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, прозорливого старца (Ис. III, 1-3).
Грех помрачил наш народный разум и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся как пьяные (Иов, ХII, 25).
Грех разжег всюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братской рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.
… Грех тяжкий, нераскаянный грех - вызвал сатану их бездны, извергающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь…".
В Калужской губернии по решению Губсовнаркома все монастырские гостиницы были переданы Комитету по соцобеспечению. 31 июля ликвидирован Калужский Епархиальный училищный совет. Начались захваты монастырей.
Такие действия захватнической власти вызвали волну протестов по всей стране. В защиту православных святынь люди проводили собрания и крестные ходы. Возникали местами крестьянские восстания. В одном только 1918 году произошло более 250 крупных крестьянских восстаний. Но эти протесты и волнения были слабыми отголосками бывшей славы русского народа, имеющего опорой себе Царя и подкрепляемого благодатью Господней.
Эта волна событий докатилась до стен Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря. В ближайших к монастырю селениях еще с июля месяца действовал вооруженный отряд под руководством Зимкуса. Этот отряд занимался реквизицией (по постановлению узурпаторской власти) продовольствия и скота у местного населения. Фактически это был узаконенный грабеж населения. Это вызывало естественное недовольство у крестьян. Проявление всякого недовольства подавлялось большевиками с участием армейских отрядов. Обстановка в округе была накалена до предела. И вот в такой обстановке 7 августа 1918 года в монастырь прибывает комиссия из 10 человек с целью конфискации монастырских лошадей.
Игумен монастыря о. Иосиф, предвидя грабительский и разрушительный характер этой акции с величайшей твердостью и храбростью, уповая, лишь на помощь Божию запретил комиссии приступать к делу. Он знал: "дай волю грабителям, и тогда начнут с конфискации лошадей, а закончат разграблением монастыря, включая его святыни" (Вспомним как монахи Ватопедского монастыря на Афоне без страха и с верою в Бога вышли на защиту монастыря от грабителей). Во время устных требований и угроз со стороны комиссии рабочий монастыря Никита побежал в ближайшее село Корекозево за помощью, а монахи ударили в набат. Крестьяне во главе со старостой села Иваном Борисовым вступили в схватку с грабителями. В результате этой схватки были убиты 6 членов комиссии, как указано в документах. Однако, исследователь Е.В. Качанова, тщательно изучив материалы дела, обнаружила, что эти люди, которые считались убитыми, находились в г. Перемышль во время крестьянского освободительного восстании на следующий день. А Закалин, Гречанинов и Чугрин, которые якобы были арестованы, находясь уже через день в Калуге, не знали о печальной участи своих товарищей. Следует вывод, что власти избрали центром своих кровавых и грабительских интересов Свято-Троицкий Лютиков монастырь.
8 августа эта накаленная атмосфера в округе разразилась освободительным восстанием крестьян под предводительством Дмитрия Мартынова, старосты села Корекозево Ивана Борисова и Дерябнинова. Крестьяне, численностью около 500 человек вошли в Перемышль и свергли советскую власть практически без сопротивления, арестовали членов исполкома, обезоружили их и отпустили (хотя по документам четверо из членов исполкома были убиты днем раньше!?). Отпущенные представители власти, вызвали помощь из Калуги. Из Калуги выехал карательный отряд, который 9 августа ворвался в монастырь. Были арестованы иеромонахи Авксентий, Иасон, Иосиф и отправлены в Калугу. Крестьяне пытались освободить иеромонахов, устроив засаду отряду, но силы были не равными. Арестованных поместили в Калужский исправительный трудовой дом.
11 августа в Перемышль прибыли армейские отряды, и район был объявлен на осадном положении. Восстание было подавлено. В результате проведенного расследования была признана виновность в восстании против советской власти 17-ти человек, которые были приговорены к расстрелу. В этом списке были и 6 иеромонахов: Авксентий, Иасон, Иосиф, Иоанникий, , Корнилий, Никанор и иеродиакон Пафнутий. Первых троих из этого списка расстреляли в Калуге. Из документов Калужской тюрьмы видно, что допрос с ними не был проведен. Остальных 4-х иеромонахов вместе с крестьянами расстреляли в леску у села Корекозево. Монастырь был закрыт, а Слава Божия почила на воинах христовых. Упомянутые нами иеромонахи и иеродиакон не признали притязаний на имущество святой обители людей, пришедших в монастырь с оружием в руках, и не убежали от крестного своего пути. До крови и ценой своей жизни пострадали они за Христа Иисуса, с верою и бесстрашием встретив надвигающуюся на Россию безбожную власть.
В народном придании села Корекозево есть поверие, что перед казнью монашествующих избили, требуя от них указать место, в котором, якобы, монахи прячут несметные сокровища. Такое убеждение в армейской среде было результатом огромной пропагандистской компании, которая обрушилась на людей того времени. Одним из утверждений большевиков было таким, что попы всю жизнь наживались на народе, эксплуатируя подневольный труд рабочих и крестьян. Не добившись от монахов желаемого, всех повели на расстрел. Когда солдаты произвели залп - 13 человек из 14-ти упали замертво в заранее вырытую яму, а один из иеромонахов (имени его никто не помнит), крупного телосложения, стоял неподвижным. Прогремел второй залп - иеромонах стоит. В среде солдат появился страх, хотели уж разбежаться. Но приговоренный к казни сказал: "Что испугались? Делайте свое дело". После этого он благословил солдат на стрельбу и был убит. "Радуйтесь и веселитесь яка мзда ваша многа на небесех"!
Место расстрела.
Так ли было это или иначе, сейчас, спустя много лет, не представляется возможным точно установить, также как невозможно найти и обширные биографические данные о них. Забыты многие события того времени. Из архивных документов известно лишь следующее:
Родом из крестьянской семьи, 1873 года рождения. Получил образование в сельской школе. Пострижен в монашество в 1901 году в Козельской Оптиной пустыни. Проходил там пономарское послушание. Рукоположен он был в иеродиакона 4 октября 1908 года, а в 1912 году - в иеромонаха. В 1906 году о. Авксентия перемещают в Калужский Крестовский монастырь, а в 1913 году он переведен в Сергиев скит. В апреле 1916 года его переводят в Свято-Троицкий Лютиков монастырь, в который он с нежеланием выезжал.
Родился в 1864 году в Астраханской губернии в крестьянской семье. Образование получил в семье родителей. Овдовев, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в С.-Петербургское подворье Свято-Тихоновой пустыни. А в 1894 году был определен в число братии монастырского подворья. Два года спустя он был переведен непосредственно в Свято Тихонов монастырь. В 1899 году он рукоположен в иеродиакона, а в 1906 году - в иеромонаха. С 1904 года находился в Свято-Николаевском Малоярославецком монастыре. В Свято-Троицкий Лютиков монастырь перемешен в январе 1910 года. И до самой казни отец Иасон служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. На кануне трагических событий в марте 1918 года его назначили на должность благочинного монастыря с награждением его набедренником.
Родом из крестьянской семьи, 1855 года рождения. Получил домашнее образование. С детства стремился к монашеской жизни, и вот, в 26 летнем возрасте, по воле Божией был определен в братство Козельской Оптиной пустыни. После пребывания там на послушании в течение 14 лет, Иван Бахтин священноначальством был перемещен в градо-Калужский Лаврентьев монастырь с посвящением в монахи с именем Иоанникий. Здесь же в 1900 году его рукополагают в иеродиакона, а в 1903 году - в иеромонаха. Прослужив год иеромонахом, о. Иоанникий переходит в Калужский Крестовский монастырь, и в этом же году он прибывает в Свято-Троицкий Лютиков монастырь с одновременным награждением его набедренником. Учитывая его способности и исключительное послушание, в 1912 году он был назначен временно-исправляющим должность казначея монастыря.
Родился в 1862 году, в крестьянской семье. Образование получил в светском монастырском училище. Дожив до зрелого возраста, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в Свято-Троицкий Лютиков монастырь (1907 год). А в 1911 году был рукоположен в иеродиакона, и в 1915 году - в иеромонаха. До самой казни отец Иосиф служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения.
Родился в 1858 году, в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Был холост. Дожив до зрелого возраста, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в Свято-Троицкий Лютиков монастырь (1902 год). В 1905 году был рукоположен в иеродиакона, и в 1912 году - в иеромонаха. До самой казни отец Иосиф служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. На кануне трагических событий в марте 1918 года его наградили набедренником.
Родился в 1852 году в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Был холост. В 36-летнем возрасте решил принять иноческий образ. И в 1888 году поступил в Козельский монастырь Оптина пустынь. Там же он был определен в братство монастыря. В феврале 1893 года перемещен в монастырь Московской епархии - Свято-Давыдов монастырь. В сентябре того же года был возвращен на прежнее место. В 1902 году он перемещен в Свято-Троицкий Лютиков монастырь, в котором месяц спустя, был рукоположен в иеродиакона. А в 1911 году в - иеромонаха. 19 июля 1912 года был награжден набедренником. До самой казни более 15 лет отец Никанор служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. Накануне трагических событий, в марте 1918 года, его назначили на должность ризничего.
Родился в 1867 году в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 30-летнем возрасте он определен в братство Лихвинского Доброго-Покровского монастыря (1897 год). Через год его перевели в Малоярославецкий Свято-Николаевский монастырь, а в 1903 году - в Боровский Пафнутьев монастырь. В этом монастыре, по прибытии монаха Пафнутия, рукоположили его в иеродиакона. В 1905 году он возвращен в Малоярославецкий монастырь на клиросное послушание. Годом позже его перевели в Мещовский монастырь. А еще через год иеродиакон Пафнутий перемещен в Свято-Троицкий Лютиков монастырь. До самой казни более 10 лет он служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения.
Поклонный крест по дороге к месту бывшего монастыря.
"Эти жертвы, - говорил в 1918 году епископ Томский Анатолий, - являются искупительными за всех нас и победой над тем злом и грехами, которые царят в среде нашей…. Все наше Отечество сделалось полем борьбы и усеяно бесчисленными жертвами.
… Наш долг преклонить свои главы пред подвигом тех, кто пал жертвой борьбы. Их Господь избрал агнцами, и они закланы быша, яко же агнцы".
Библиографический список: Член епархиальной комиссии по канонизации Опубликована в журнале "Православный Христианин" №5 2005.
Олег Александрович Кизяев.