В 1812 году храм Рождества Богородицы на 3 дня превратился в духовный центр Калужан, центр их молитв. А это произошло следующим образом.
Шла Отечественная война с французскими захватническими войсками, которыми управлял Наполеон Бонапарт. После взятия и разграбления Москвы 7 октября 1812 года Наполеон лично выступил из Москвы с главною своей армиею по новой Калужской дороге; 10 числа занял г. Боровск, и по обыкновению своему, разграбив оной, продолжал поход к Малоярославцу, куда прибыл с 11 на 12 число.
В это время обеспокоенные Калужане собрали все ценности из храмов города Калуги и переправили их с описями в г. Орел. 12 октября, во время Малоярославецкого сражения они переселились из своих городских домов на правый берег реки Оки и укрылись в Ромодановских оврагах. Со страхом ожидали той же участи, какой подвергался Малоярославец и Боровск, оставив церкви Калуги с растворенными дверьми. В эти дни в эти часы единственным местом вознесения молитв, "центром города и вселенной" для Калужан оказался храм Рождества Богородицы в селе Ромоданово, в нем и у стен его произносились скорбные молитвы, проливались обильные слезы. В нем же, видимо, епископ Евлампий и произносил свои святые молитвы пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы "Калужкая", о чем указывается в акафисте к чудотворной иконе.
В этот же день Русские войска под руководством генерала Дохтурова вступили в сражение с французской армией под Малоярославцем. Город 7 раз переходил из рук в руки, пока на подкрепление не прибыл Князь Кутузов с основными частями Российской армии. Сражение затихло. Малоярославец обращен в развалины: из 200 домов уцелели 20, из 40000 сражавшихся пало 10000, места их погребения указывают три кургана, над телами их насыпанные.
13 октября Бонапарт решил пройти к Калуге через Медынь, но попал в засаду. 14 же числа решил возвратиться в Боровск, оттуда в Можайск на Смоленскую дорогу, т.е. по пути им же разграбленному, обрекая свою армию на голодную и холодную смерть и это ли не промысел Божий совершившийся по молитвам ко Пресвятой Богородице в честь иконы ее Калужская.
Калужане не ведая обстоятельно хода дела, отправили к Князю Кутузову нарочных узнать о предстоящей им участи, и получили от него изустный отзыв: "Именем моим поручаю вам успокоить купеческое и мещанское сословие, которыя, как я слышал, пустыми слухами приведены в волнение и опасность. Уверьте их, что я ищу дать врагу сражение и никак не ретируюсь, и что цель моя не в том состоит, чтобы выгнать неприятеля из пределов наших, но чтобы, призвав на помощь Всемогущего Бога, изрыть могилу им в недрах России; уповайте на Бога, молите Его о поддержании храбрости нашего войска, и исполняйте ваши обязанности и будьте спокойны; вы есть и будете защищены". Сим отзывом Калужане, успокоенные, к 15 октября перебрались опять из-за Оки в свои жилища.
[Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года.(составил В.В. Ханыков, сообщил Архимандрит Леонид.) Изд. Имп-го Об-ва Истории и Древностей Российских при Моск. Ун-те. М.,1878 ]